Самоходная база-луноход Lunar Electric Rover

LER (Lunar Electric Rover – «Электрический луноход») – разработка команды ученых и инженеров NASA Desert RATS (Desert Research and Technology Studies – Исследования и технологии в пустыне). Данное транспортное средство является фактически подвижной мини-базой и предназначено для исследования лунной поверхности.

Впервые идея создания миниатюрной самоходной базы, имеющая множества преимуществ перед обычным луноходом, была озвучена американскими учеными еще в 2004 году. Главными преимуществами обитаемого лунохода Lunar Electric Rover являются мобильность и многозадачность – передвижная лунная база сочетает в себя жилой отсек, где может проживать команда, что позволяет значительно удаляться от места посадки и вести исследования лунного грунта. Основой LER является лунный грузовик Chariot – плоская роботизированная платформа, пе6редвигающаяся с помощью 12 колес, сгруппированными сразу по двое. Все они могут независимо друг от друга поворачиваться на 360 градусов, и все являются ведущими. Это позволяет LER двигаться в абсолютно любую сторону, даже боком и разворачиваться на месте.

Обитаемый отсек Lunar Electric Rover напоминает кабину вертолета, что даёт великолепный обзор. Имеется возможность просматривать местность перед носом машины благодаря наличию в нижней части остекления выпуклого «пузыря». Внутри кабины располагается пульт управления, также в её глубине имеется места для оборудования, есть спальные места и прочее необходимое для жизни. Кроме того, там располагается велотренажер, при вращении педалей которого происходит зарядка аккумулятора лунохода. В задней части находится тент, под которым расположено два скафандра, закрепленной электромеханическими замками. В скафандр можно проникнуть изнутри лунохода. После этого автоматические системы закрывают его «спину» и синхронно в это же время закрывается дверца кабины. Это позволяет после отстыковки человеку остаться луноходу герметичным. Данного рода оригинальный способ входа и выхода, названный Suit Port, была придумана специалистами NASA еще в 2007 году, но реализована только сейчас. Это позволяет заметно сэкономить пространство в шлюзе. Также это существенно сокращает количество лунной пыли, которая может проникнуть внутрь лунохода во время вылазки персонала и колоссально экономит время. К примеру, на МКС надевание скафандров и шлюзование занимает около 6 часов, а в луноходе LER данный процесс можно выполнить буквально за 10 минут.

Управлять луноходом также возможно и находясь в костюмах на стенке аппарата – джойстик управления LER находится и напротив скафандров. Тестирование возможностей лунохода производится в пустыне Аризоны – сложный рельеф данной местности идеально воспроизводит лунную поверхность Луны. Данная местность не первый год является местом полевых испытаний различного рода луноходов, изобретенных ранее. Передвижная лунная база в станках имеет 2,5 см пустые полости, заполненные водяным паром – своеобразный радиационный щит. Кроме того, данная особенность будет удерживать приемлемую температуру в кабине.

Кабина может отделиться от лунохода. Что позволяет доставить тележку и кабину LER на Луну отдельно и там уже произвести их соединение, но луноход можно высадить уже собранным. Пустую тележку, к сведению, можно заполнить различными необходимыми предметами, нужные для проведения исследований на Луне – будь то научное оборудование, энергетические подстанции, кабели, инструменты и прочее, необходимые для обустройства постоянной лунной базы. При проведении тестов в пустыне одна кабина лунохода стояла, в то время другая передвигалась. Вес лунохода LER при условиях земного притяжения составляет 4 тонны. Длина аппарат – 4,5 метров. Максимальная скорость – 10 км/ч, мощность — 20 л. с. Lunar Electric Rover способен преодолевать подъемы по поверхности под углом 30 градусов, а запах хода составляет до нескольких сот километров. По заявлению специалистов NASA в дальнейшем луноход будет усовершенствован, что позволит добиться пройденного пути его хода без зарядки до 480 км. А это означает, что астронавты получат возможность проходить расстояние до 200 км от точки посадки, после чего возвратиться обратно.

Электромоторы лунохода получают питание от топливных элементов и литиево-ионных аккумуляторов. В тестовой версии LER удельная емкость батареи составляет 125 ватт-часов на килограмм. Окончательный вариант лунохода планируется оснастить аккумуляторами с показателями 200 Вт-часов на килограмм. На случай поломки LER вдали от базы предусмотрено следующее: планируется отправить на спутник нашей планеты сразу две такого рода механизмы. На первом луноходе астронавты будут совершать вылазки, второй же будет располагаться на базе. При необходимости астронавты, оставшиеся на базе, могут добраться со вторым луноходом до своих товарищей. Несмотря на то, что номинальным экипажем LER считается два человека, его системы жизнеобеспечения все же рассчитаны на четырех.